глав бад

Российские производители лекарства и БАД смогут заработать в 2022 году

За два с небольшим месяца для бизнеса изменилось многое. Стал сложнее доступ к инвестициям, идеям и международному сообществу. Однако появились и новые ниши. Какие возможности открылись для стартапов в медицине?

С финансовой точки зрения сфера медицины для стартапов сейчас перспективна как никогда. Многих лекарств, молекул, БАДов, а также оборудования и расходников для импортозамещения в России недостаточно или просто нет.

В 2022 году расходы федерального бюджета на поддержку здравоохранения будут увеличены до 1,2 трлн рублей, а приоритет в закупках отдан отечественным производителям.

Инвестиции в MedTech растут во всем мире. По оценкам eMarketer, в 2021 г. в сфере цифрового здравоохранения в США была заключена 541 сделка на сумму $21,3 млрд, в 2020 г. — 464 сделки на сумму $14,6 млрд.

Растет рынок и в России. Суммарные инвестиции в российское цифровое здравоохранение в первом квартале 2022 г. составили 415 млн руб. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года было совершено в 2 раза больше сделок, но правда на меньшую сумму — 337 млн руб. Такие данные приводит АРМИТ.

Фонд Международного медицинского кластера прогнозирует рост сегмента медуслуг в России в ближайшие пять лет на 10–15% ежегодно.

БАДы

Развитие отечественной фарминдустрии невозможно без госзаказа и помощи государства. Нужно создавать условия для развития химической промышленности, отечественных компонентов и молекул для производства лекарственных препаратов. Речь по сути идет о создании индустрии замкнутого цикла, где места стартапам сейчас навряд ли найдется.

Зато стартапы удачно конкурируют в сегменте БАДов. Импортозамещение здесь началось уже несколько лет назад. Сырьевое разнообразие позволяет делать хорошие продукты на Дальнем Востоке, в Алтае, Карелии и в других регионах. Эти успехи были не заметны широкому потребителю, поскольку финансирование таких проектов пока было недостаточным.

Отсутствие поставок из-за рубежа продукции Iherb, а также ограничения по оплате товаров на других площадках откроют сейчас дополнительные возможности для производителей отечественных БАДов.

Расходные материалы

В феврале 2022 года клиники эстетической медицины, пластической хирургии, стоматологии столкнулись с дефицитом импортных расходных материалов. В этих сегментах медицины зависимость от импортных материалов наиболее сильная.

Сейчас предложение почти вернулось к привычным значениям. По разным оценкам, запаса расходных материалов должно хватить примерно на ближайшие полгода. Однако цены нестабильны и часто меняются в большую сторону, сказываются проблемы с логистикой.

Доля российских аналогов ничтожна. В такой ситуации остается только ускорять импортозамещение. И для этого есть все предпосылки. За такие деньги, как сейчас, многие зарубежные расходники и медицинскую аппаратуру клиники покупать не станут.

Носимые устройства

Многие крупные клиники в свое время рассматривали возможность выступить заказчиком носимых цифровых устройств. Их задача заключается в профилактике заболеваний благодаря возможности дистанционно мониторить основные жизненные показатели пациента.

Пандемия COVID-19 усилила спрос на такого рода гаджеты.

По оценкам венчурной компании Starta Ventures, общее количество проданных цифровых носимых устройств в MedTech к 2023 году достигнет более 120 млн штук, и эта цифра будет ежегодно увеличиваться на 10%. Развитие устройств будет происходить за счет смарт-датчиков, искусственного интеллекта, Big Data, роботов и радиолокационных технологий.

Спрос будет инициирован в том числе спортивной индустрией, страхованием, а также работодателями, которые в силу специфики отрасли следят за самочувствием сотрудников в рабочее время.

Телемедицина

Без больших прорывов, но уверенно набирают популярность решения в сфере телемедицины.

По оценкам VEB Ventures, среднегодовой темп прироста российского рынка телемедицины в ближайшие 5 лет составит около 116%. К 2025 г. он может вырасти более чем в 60 раз, достигнув 96 млрд рублей.

По сути это возможность для пациента связаться с врачом для уточнений и корректировки лечения, когда встретиться очно по разным причинам не получается. В России закон запрещает ставить диагноз и назначать лечение дистанционно, телемедицина активно используется для повторных приемов.

В коммерческом сегменте телемедицина является частным проектом клиник и технологичных стартапов. Масштабировать технологию в здравоохранении пока не удалось. Телемедицина — это не просто звонок по скайпу. Необходимы цифровые платформы, оборудование, организация защищенной связи для передачи персональных данных, тарифы на услуги телемедицины, разработанные ФФОМС. Врачи должны пройти обучение и обладать соответствующими компетенциями в области телемедицины.

Образование

Говоря о перспективах стартапов в медицине, мало кто вспоминает про образовательные инициативы.

У российских производителей появилась возможность заменить ушедшие международные бренды, предложить продукт более высокого качества. Сложности на этом пути лежат не только в недоступности заемных средств или стоимости технологий, молекул.

Усложняется все дефицитом квалифицированных кадров. Нужно повышать качество образовательных программ в вузах, реализовать переподготовку преподавательского состава и непрерывное повышение квалификации на протяжении всей жизни специалистов здравоохранения. Мир быстро меняется, и программы вузов просто не успевают за всеми изменениями.

Для образовательных стартапов — это огромная возможность для развития и одновременно серьезный вызов.

Источник: https://www.if24.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.