Маркетинг против науки

«Целенаправленно я не занимаюсь БАДами, тем более учитывая отношение к ним… Например, бюджетные больницы не имеют права их покупать. Я занимаюсь лекарственными препаратами, а БАДами занимаются другие компании. И те, что мы создали, отдали и получаем лицензионные отчисления», — рассказывает Владимир Хавинсон.

И вот тут вступает в дело недобросовестный маркетинг. На сайте «Владоникса», который разработал Хавинсон, сказано, что продукт «относится к онкопротекторам — он снижает риск развития опухолей в 2–2,5 раза». Однако сам разработчик не разделяет этого утверждения:

«БАДы для онкологии — это абсолютно не доказано и недоказуемо. Насчет “Владоникса” скажу, что лично я этого утверждения не видел и не считаю это легитимным. Не было проведено исследований, чтобы делать такие заявления. “Владоникс” повышает функцию иммунитета — это правильно. Конечно, косвенно он влияет на опухоли, аллергию, но доказанного эффекта “Владоникса” на опухоли не существует».

Дискуссия об ответственности торговых интернет-площадок возобновилась после того, как в январе 2021 года была легализована онлайн-продажа БАДов. Ранее продавать такие товары было возможно лишь в специализированных магазинах или аптеках, где давно ведется контроль за содержанием веществ, их дозировок в препаратах.

Вследствие снятия ограничений с интернет-торговли начали быстро распространяться онлайн-магазины с товарами для здоровья. Примечательно, что часть таких площадок выступает исключительно как распространитель тех же БАДов, но не производитель. То есть отказывается нести ответственность, если здоровью потребителя будет нанесен ущерб, притом что в некоторых биологически активных добавках содержатся те же действующие вещества, что и в рецептурных лекарствах. В связи с этим в прошлом году в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает применять внесудебную блокировку онлайн-ресурсов, где распространяются незарегистрированные или запрещенные БАДы.

Разборчивый, дотошный потребитель, реагирующий на модные тренды, вряд ли будет доволен ограничениями, которые, возможно, ударят по иностранным торговым площадкам, в том числе продающим «научные» новинки. Но разборчивость покупателя совершенно не гарантирует, что он не может купить что-то бесполезное или даже вредное.

«Нужно смотреть, насколько компания открыта и готова реагировать на вопросы потребителей. Кроме того, потребитель должен не лениться ходить по гиперссылкам: брать не только информацию с сайта, но также и на сторонних источниках. Например, человек читает, что черника улучшает зрение. Но, если он проходит по гиперссылкам и смотрит, какое действующее вещество в чернике, он выясняет, что там только витамин С и больше ничего», — говорит Елена Шишкина.

В России сегодня действует ограничение по составу БАДов: они не должны содержать ядовитые, сильнодействующие или наркотические вещества. Сами же испытания добавок чаще всего малоинформативны и только в редких случаях бывают масштабными. Например, в клинических испытаниях будущих лекарств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний участвуют тысячи испытуемых. В случае с биологически активными добавками выборка может ограничиться сотнями людей и для исследования выбирается короткий временной период. То есть неясно, как продукт отразится на здоровье через десять-двадцать лет.

«Те же биохакеры считают, что могут радикально продлить свою жизнь за счет БАДов. У многих из них набор баночек с дорогими природными веществами, за счет которых они пытаются замедлить старение. Но что на самом деле с организмом происходит? Скорее всего ничего, — отметил Максим Скулачев. — Потому что большинство из них непонятно с какой эффективностью попадают в кровь. Я не знаю, были ли исследования, на какой именно параметр должен БАД влиять и в какую сторону. Возможно, кто-то стал чувствовать себя лучше, после того как начал принимать БАДы, — но, может быть, этот человек одновременно начал соблюдать режим и заниматься спортом? Без корректных исследований нельзя отделить один эффект от другого».

Новые перспективные вещества, в том числе против старения и болезней мозга, вероятнее всего, и дальше будут тестироваться на рынке БАДов; можно ожидать новых волн моды на новые вещества, но оценить их эффективность вряд ли удастся, пока они рекламируются и продаются как БАДы. Рациональнее следовать рекомендациям специалистов по здоровому питанию, относиться к пищевым добавкам как к второстепенному элементу здорового образа жизни и не видеть в них панацею.

Источник: https://expert.ru

07.02.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.