Термин «биологически активные добавки» в России ввел академик, доктор медицинских наук Виктор Тутельян — и, как считается, пожалел, что сделал акцент на биологическую активность, а не на то, что это всего лишь добавки к пище.
В мире чаще говорят о «диетических добавках» (dietary supplement) или «витаминах». Открытием этого рынка (как и открытием сетевого маркетинга) мир обязан американскому предпринимателю Карлу Франклину Ренборгу. Как рассказывается в официальной истории фирмы NutriLite (в составе AmWay она является лидером мирового рынка БАДов), еще в 1915 году, будучи в Китае, он понял, что бедная и однообразная пища местных жителей может приводить к разным заболеваниям, и создал концепцию, согласно которой в условиях цивилизации человек оказался лишен многих естественных растительных компонентов пищи, а потому нуждается в растительных добавках. В 1934 году (всего через два года после того, как было доказано, что недостаток витамина С вызывает цингу), NutriLite выпустила на рынок первую витаминную добавку на основе растительного сырья, причем выращенного без химических удобрений и пестицидов. От Ренборга и пошла в массы популярная идея всего натурального в питании.
«Использование БАДов опирается на гипотезу о том, что в природе, в первобытном мире существовало нечто обеспечивающее нам здоровье, а теперь нам этого не хватает. Гипотеза сомнительная, современные люди живут дольше и гораздо здоровее. Но при этом, конечно, нам нужны вещества, которые наш организм не может синтезировать, такие как витамины и незаменимые аминокислоты; их можно получать через сбалансированное питание и, если нужно, через добавки. Я и сам принимал витамин D, когда обнаружил, что у меня его недостаток. И потом по анализу можно было проверить, что уровень витамина пришел в норму. Другое дело добавки, претендующие на медицинские эффекты, которые ничем не доказаны», — говорит ведущий научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, гендиректор компании «Митотех» Максим Скулачев.
Российское законодательство определяет БАД как пищевой продукт природного происхождения (или идентичный ему), который способен оказывать «общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта».
В реальности этот рынок состоит из очень разных продуктов, объединенных только тем, что регистрировать их проще, чем медпрепараты, и при этом они содержат только природные компоненты или их химическую основу.
БАДы в целом и отдельные их категории регулируются. Скажем, в развитых странах введены предельно допустимые концентрации витаминов, разрешенные к продаже, с тем чтобы предотвратить возможный гипервитаминоз. В России состав таких продуктов регулируется Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Тот же документ включает перечень веществ, запрещенных для изготовления БАДов. Но при этом на различных площадках в категории БАДов можно встретить продукты, которые не проходили никаких испытаний и сертификаций, необходимых для пищевых добавок.
«Биологически активные добавки слегка дискредитированы в обществе. Потому что БАДами называют все, что угодно, — говорит Елена Шишкина. — Могут заявлять, что черника улучшает зрение, — кто это сказал? Пустырник вас успокоит — где доказательства? Но, если глубоко разбираться, то у такого рода продуктов нет самого главного документа — свидетельства о государственной регистрации, которое присваивает категорию биологически активных добавок. Они относятся к другой области — пищевых добавок. Но для потребителя это все идет под одним названием — БАДы — и оно стало как будто бы ругательным. На самом деле рынок БАДов всегда был достаточно серьезным. У ответственных производителей, конечно же».
Витамины и микроэлементы, незаменимые аминокислоты и жирные кислоты (омега-3) — это медицинские препараты с доказанной эффективностью; в случае, если в организме недостает тех или иных веществ, их может выписать врач. Но при этом нет убедительных доказательств того, что многие полезные вещества улучшают здоровье и продлевают молодость, если их принимать без предписаний.
«В последние годы в США врачи перестали рекомендовать поливитамины для профилактики — только отдельные витамины в случае, если анализы показывают их недостаток, — рассказывает профессор Университета Северной Каролины Валерий Грдзелишвили. — В России ситуация другая: здесь и в аптеках можно многое купить без рецепта, и врач может порекомендовать разные легкие средства и БАДы. В США все сильнее установка на доказательную медицину — если уж выписывают, то что-то сильное и рецептурное».
В Информационном бюллетене для медицинских работников по поводу пищевых добавок Национального института здоровья США рекомендации в отношении витаминов и микроэлементов гораздо более осторожные, чем для некоторых средств народной медицины. Так, экстракт черной бузины (его продажи в США выросли вдвое на фоне пандемии), женьшень, андрографис метельчатый (известное средство в восточной медицине) медицинские власти США рекомендуют с пометкой, что их противопростудная эффективность не касается COVID-19: ни одно испытание в этом направлении еще не завершено. А вот применительно к витаминам и минералам осторожно говорится, что данных недостаточно (хотя и приводятся ссылки на исследования о том, что витамин D уменьшает риски воспаления у людей с его недостатком и проверяется гипотеза о его профилактическом действии; что-то похожее сказано и про омега-3 и даже БАД-антиоксидант кверцетин, используемый в народной медицине). Эти рекомендации, впрочем, сопровождаются указанием на то, что использование БАДов ни в коем случае не должно подменять лечение, если оно необходимо.
Среди БАДов есть и средства, доказавшие свою эффективность в определенных ситуациях (например, растительные слабительные или витамины); есть средства восточной и народной медицины, эффективность которых могла проверяться в лабораториях и в ходе клинических испытаний, а могла и не проверяться. Есть добавки к различным диетам, например для веганов, для людей с нарушениями суставной ткани; здесь суть примерно ясна. Есть очень популярные добавки, подходящие для тех, кто занимается спортом, наращивает мышцы и тренирует выносливость, — они очень популярны в США и все чаще встречаются в крупных торговых центрах российских городов.
Но в последние годы во всем мире ведется интенсивный научный поиск новых действующих веществ, в том числе среди природных средств и компонентов народной медицины. И время от времени появляются громкие результаты — как было, в частности, с куркумином, веществом из популярной индийской специи куркумы.
«Как только выходит научная статья о пользе, например, экстракта куркумы, то сразу несколько фирм, ничего не дожидаясь, тут же берутся за его производство. В этом удобство механизма БАДов, но и в этом и проблема: мы не знаем, работают ли они», — признает Максим Скулачев.
Куркумин был фантастически популярен в США, захватив треть локального рынка БАДов благодаря рекламе, основанной на научных результатах (18 тыс. научных статей за прошлый год, 57 тыс. в 2018 году). Многие из этих статей довольно малоинформативны, однако есть и публикации в очень хороших журналах, прошедшие квалифицированное рецензирование, но описывающие эффекты на лабораторных моделях.
«В современном мире научная статья может быть поводом для маркетинга, но ничего не говорить о лечебных свойствах того или иного препарата, — утверждает Валерий Грдзелишвили. — Она может вообще ни о чем не говорить — полно журналов, где рецензирование очень слабое! В случае большого массива научных данных стоит обращать внимание на метаисследования, которые обозревают все доступные работы по теме, и особенно на клинические испытания. Обычно в отношении популярных БАДов клинических испытаний почти не проводится, а если они и есть, то не доходят до финальных, третьей и четвертой, стадий».
На сайте американского госрегулятора клинических испытаний clinicaltrials.gov есть данные о 247 клинических испытаниях куркумина в самых разных применениях, но только для десяти из них опубликованы результаты и только в двух случаях сообщается о прохождении третьей стадии — исследовалось влияние вещества на радиационное поражение кожи и на некоторые аспекты здоровья пожилых людей. Отсюда мы знаем, что в ряде испытаний вещество прошло тест на безопасность в некоторых концентрациях, но ничего не знаем о его действии. При этом реклама ссылается на подлинные научные статьи, где речь идет о том, что куркумин может подавлять некоторые виды рака в лабораторных моделях, что, конечно подогревает надежды потребителей — скорее всего ложные. С большой вероятностью обычные БАДы даже могут не попасть в кровь и, следовательно, встретить свою клеточную мишень, не то что подействовать.
В этом кроется потенциальная опасность БАДов, действие которых якобы подтверждают новые научные разработки (но не клинические испытания): это настраивает на исцеление, которого на самом деле никто не гарантирует. Все-таки, принимая мультивитамины или комплексы жирных кислот, люди обычно не рассчитывают на то, что они спасутся от рака и других опасных заболеваний.
Но возможно ли, что будет найдено очень сильное лекарство или средство для продления молодости и появится оно именно на рынке БАДов?
Источник: https://expert.ru
07.02.2022