Учёные испытали светящиеся наноточки для доставки лекарств к опухоли

Группа учёных из России и Украины протестировала биологическую активность углеродных наноточек, синтезированных по новой методике. Такими точками удобно, к примеру, пометить наноконтейнеры — частицы, которые доставляют лекарства в клетки организма.

Как рассказали в пресс-службе Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, углеродные наноточки, или у-точки, — частицы размером 1–100 нанометров, состоящие из атомов углерода. Впервые у-точки синтезировали в 2004 году, с тех пор учёные по всему миру их активно изучают и прочат им большие перспективы.

— Главное достоинство у-точек — это возможность выделить их люминесценцию из остальной “радуги”, возникающей в биологическом объекте при УФ-освещении, — рассказал один из авторов исследования Александр Щербаков из Института микробиологии и вирусологии им. Д.К. Заболотного Национальной академии наук Украины. — Кроме того, их можно заставить светиться разным цветом.

Благодаря этому учёные и могут проследить, в какое место клетки проникли наноконтейнеры, помеченные у-точками.

Новый способ синтеза у-точек предложил большой коллектив учёных из Института микробиологии и вирусологии им. Д.К. Заболотного НАН (Киев), Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (Пущино), Института биохимии имени А.В. Палладина НАН (Киев), Физико-химического института имени А.В. Богатского НАН (Одесса), Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова (Москва) и Томского госуниверситета.

Для синтеза у-точек учёные нагревали пищевую лимонную кислоту в расплаве мочевины при температуре 120–200°C.

— Полученные у-точки отличаются низкой токсичностью, хорошим квантовым выходом, большим стоксовским сдвигом и многоцветной люминесценцией — т.е. имеют весь набор свойств “идеальных” у-точек, но при этом их можно производить в любых необходимых объёмах из доступных и недорогих материалов, — пояснил Александр Щербаков.

Результаты работы опубликованы в декабрьском журнале Beilstein journal of nanotechnology.

Как ранее рассказывал Лайф, учёные из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, МГУ, МИФИ, Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина создали наноконтейнеры, которые борются с раком.

— В основе разработки, предложенной учёными, лежит применение биосовместимых и биодеградируемых кремниевых наночастиц, — сказали в пресс-службе ИТЭБ РАН. — Они пронизаны множественными порами, за счёт чего способны буквально впитывать в себя различные вещества. Внутрь наночастиц вводят лекарственный препарат, действие которого направлено на гибель опухолевых клеток.

Далее исследователи используют свойство злокачественных опухолей накапливать внутри себя любые включения, которые могут находиться в организме даже в ничтожно малом количестве. Но возникает проблема: пока наночастицы пройдут путь до места локализации опухоли, лекарства могут теряться, выходя из пор. Для того чтобы предотвратить этот процесс, наночастицы покрывают термочувствительным полимером. После того как такие “запечатанные” наночастицы введены в опухоль, лекарственный препарат “выпускают” в помощью специальной технологии. Поэтому такие частицы и назвали наноконтейнерами.

— Исследователи показали действенность такого способа лечения злокачественных опухолей не только на клеточных культурах, но и на живых организмах, — сказали в пресс-службе.

Наноконтейнеры — альтернатива химиотерапии.

— Известно, что химические вещества, с помощью которых врачи борются со злокачественными опухолями, очень токсичны и для всего остального организма, — сказали в пресс-службе ИТЭБ РАН. — К сожалению, часто бывает, что пациенты онкоклиник, даже поборов рак, не могут справиться с последствиями самого лечения. Поэтому в течение уже нескольких десятилетий множество учёных со всего мира ищут способы лечения рака, не настолько губительные для всего организма в целом.

Источник: https://life.ru/