Красавица! БОЯРИНА мне неси!

Автору этих строк однажды пришлось наблюдать занимательную картину. К окошку аптеки подошел колоритного вида бомж, вывалил на тарелку для денег кровно выпрошенную у прохожих кучу мелочи и громогласно, не без гордости, обратился к фармацевтической работнице: «Красавица! БОЯРИНА мне неси!»…

И ведь ни у кого из присутствующих не возникло вопросов, о чем идет речь. Настойка боярышника на спирте уже давно превратилась не просто в разновидность БАДов родом из далекого СССР, а стала настоящим брендом дешевого пойла для самых неимущих. И цены доступные, и тара удачная (чтобы хлопнуть и выбросить), и режим торговли самый демократичный – аптеки работают в режиме 24/7. С годами ситуация дошла до того, что семейство «бренда» пополнилось другими настойками «на травах», «на вишне», «перцовками» и т. д..: производители под видом полезных БАДов начали расширять ассортимент, чтобы удовлетворить вкус взыскательных клиентов. Где-то по центральному ТВ даже показывали уличный вендинговый аппарат по продаже настоек: кидаешь денежку – с аппарата выпадает упаковка, удобно! Совокупный объем продажи подобных настоек в России превысил в 2016 году 500 млн. литров.
И вот грянуло. В конце прошлого года 76 жителей Иркутска скончались от острого отравления метанолом, который вместо этилового спирта был добавлен в состав настойки «Боярышник». Если кто не помнит, метанол (метиловый спирт) неотличим по вкусу и запаху от пищевого этилового спирта. При этом доза в 30 г смертельна для человека, а 5-10 г метанола достаточно для того, чтобы вызвать у потребителя слепоту и другие тяжелые поражения организма. После этого массовые проверки Роспотребнадзора начались во многих регионах страны, в том числе и в Астраханской области. 26 декабря 2016 года реализация спиртосодержащей непищевой продукции была приостановлена на 30 суток по всей стране, затем в конце января запрет продлили еще на два месяца.

Продлили – потому что до сих пор на законодательном уровне нет понимания, как с этой напастью бороться. Полностью отменить выпуск «Бояры» нельзя: эту настойку ведь и нормальные пациенты принимают по показаниям врача – чтобы снизить возбудимость центральной нервной системы и сердечной мышцы, улучшить коронарное и мозговое кровообращение.

Примечательно, что к поискам решения проблемы подключились и астраханские медики. Так, депутат Леонид Огуль вместе с главврачом Астраханского областного наркодиспансера Татьяной Улезко вышли в Госдуму РФ с предложением воздействовать любителей настоек экономическими методами:

– Сегодня «Боярышник» и другие настойки выпускаются в разных фасовках – от 25 мл до 100 и 250 мл, – поясняет Татьяна Улезко. – Как вы понимаете, обычному больному, который принимает настойку по каплям, размер упаковки не принципиален. А вот у иных «потребителей» популярностью пользуются именно большие упаковки. Мы уверены, что простое уменьшение максимального объема отпуска настоек позволит серьезно повлиять на этот полулегальный рынок. Элементарно, это скажется на удобстве потребления данного товара.
В ходе обсуждения возник вопрос о неминуемом изменении розничной цены на настойку. Леонид Огуль прокомментировал этот аспект:

– Мы понимаем, что переход на малые формы упаковки – только по 25 мл и не больше – может сказаться на конечной цене. Однако предварительные расчеты показывают, что расходы легальных пациентов, которым одной упаковки хватает минимум на неделю, вырастут незначительно. В то же время люди, которые покупают по 4-5-10 упаковок в день для немедленного употребления, столкнутся с ситуацией, что легальный алкоголь можно купить за те же деньги или даже дешевле.

Астраханская инициатива уже в скором времени может приобрести форму полновесного законопроекта. В следующий понедельник, 13 февраля, в Госдуме РФ по инициативе Комитета по охране здоровья состоится круглый стол по теме «Алкоголизм и демография», где Леонид Огуль намерен представить коллегам предложения по исправлению ситуации.

– Подобный круглый стол проходит в Думе впервые за пять лет. Как зампред комитета по охране здоровья, я считаю, мы должны использовать эту возможность, чтобы максимально эффективно воздействовать на ситуацию. Главврач астраханского наркодиспансера Татьяна Улезко стала единственным приглашенным экспертом от регионов. Вместе мы надеемся убедить коллег в эффективности наших предложений по борьбе с алкоголизмом. Это не только идея с боярышником, но и ряд других инициатив, которые касаются рынка алкогольной продукции.

Леонид Огуль пояснил, что современная система продажи спиртных напитков «на каждом углу и в каждой торговой точке» давно нуждается в реформировании.

– Астраханская область стала первым регионом, внедрившим на практике запрет на продажу алкоголя по определенным дням. У нас три дня в году алкоголь в магазинах не продается: в день Последнего Звонка в мае, в День защиты детей 1 июня и в День отказа от алкоголя в середине декабря. Опыт наших законодателей сегодня очень интересует иногородних коллег, в Госдуме эта инициатива вызвала большую заинтересованность. Но я думаю, что нам необходимо двигаться дальше и проработать дополнительные варианты.
Например, разграничить продажу спиртного и торговлю обычными продуктами питания. Соответствующий опыт внедрен в Скандинавии и Канаде, где алкоголь продается лишь в специальных «алкомаркетах». При этом посетители обычных магазинов и супермаркетов и их дети не обязаны ежедневно «любоваться» на штабели вино-водочной продукции с яркими привлекательными этикетками и желтыми скидочными ценниками. Эта ненавязчивая пропаганда проходит мимо, а в «алкомаркеты» идут именно те клиенты, которые знают, что им нужно.
Источник: http://punkt-a.info

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *